| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |

Лекция на Шри Вйаса-пудже
(22 августа 1973, Лондон)

Прабхупада: Мои дорогие сыновья и дочери, я так обязан вам, потому что вы проявили столько энтузиазма, делая подношения на Вйаса-пудже. Теперь попытайтесь понять. Множество раз я объяснял вам, почему этот праздник называется Вйаса-пуджа. Я уже объяснял этим утром, это предложение почтения, кто-то может подумать, что этот человек учит своих учеников поклоняться человеку, антропоморфизм.  Но это не поклонение человеку. Не нужно понимать неправильно. Вйасадева является изначальным духовным учителем. Изначальный духовный учитель - Кришна.  У Кришны получил инициацию Брахма, Господь Брахма. 

тене брахма хрида йа ади-кавайе
мухйанти йат сурайах

/ШБ 1.1.1/

Об этом говорится в Шримад Бхагаватам: когда был создан Брахма,  повсюду во вселенной была темнота.  Он не мог понять цель своего появления там. Затем он начал выполнять тапасйю и получил инициацию.

Кришна находится в каждом.

Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати
/БГ 18.61/

И Он называется чаитйа-гуру, это означает гуру в сердце. И когда Кришна понимает. Потому что Кришна знает всё, всё, чтобы мы ни пожелали, всё, что мы делаем.  Он - Параматма; Он находится в сердце как свидетель.

Ануманта упадрашта
/БГ 13.23/

Упадрашта означает - просто наблюдает, что мы делаем, и что мы желаем. И поскольку мы желаем, Кришна очень милостив, Он даёт нам возможность. Мы объясняли много раз.  Поэтому мы получаем разнообразные тела, чтобы наслаждаться этим материальным миром.

И когда Кришна видит, что живое существо очень хочет понять Его или возродить своё сознание Кришны, тогда Кришна даёт ему возможность, в особенности проявляя себя как духовный учитель.

Антар бахих
/ШБ 2.6.17/

Поэтому духовный учитель является проявлением Кришны - проявление милости Кришны, чтобы помочь личности развить сознание Кришны. Он помогает изнутри. Поэтому Он назыается чаитйа-гуру, и извне Он посылает своего представителя помогая тем самым развить сознание Кришны.

Поэтому, чтобы развить сознание Кришны, необходимо два вида помощи - одна от Кришны и другая от духовного учителя. Об этом  говорится  в Чаитанйа-чаритамрите. Вы будете рады узнать, что сейчас опубликована Чаитанйа-чаритамрита. (преданные: Джайа! Харибол!) Да. Это наш пандит-джи, Прадьюмна, он представил. В действительности он выполнил этот труд, хотя я переводил.  Но я очень обязан ему, потому что он с большим вниманием занимается редактированием и делает всё очень совершенным.  Итак, у нас перевод Шримад Бхагаватам, Бхагавад-гиты и перевод санскрита. Потому что большую часть (занимает) перевод санскрита, и  мой возлюбленый ученик, Прадьюмна, я называю его Пандит Махашайа, потому что он действительно занимается деятельностью пандита.  Он редактирует и очень много трудится. И не только это, его жена также помогает в этом деле.  И в действительности, это, что необходимо.

киба випра киба нйаси шудра кене найа,
йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру' хайа

/ЧЧ Мадхья 8.128/

Меня иногда критикуют мои братья в Боге за то, что  я устраиваю браки. Но они, они не знают, почему я беру на себя  этот  риск. У меня есть много учеников, они женаты, но все они, муж и жена, они помогают этому движению. Здесь Бхагаван дас, он тоже женатый человек, дети.

Итак, в действительности женатые люди должны быть парамахамсами. Парамахамса означает высший уровень санйасы. Пармахамса.

Санйаса бывает трех уровней: кутичака. бахудака, паривраджакачарйа и парамахамса.

Санйаси в начале, предполагается, что в начале он делает небольшой домик, но всё необходимое он получает из своего дома, но он не посещает дом. Это называется кутичака.

Затем постепенно, когда он приобретает опыт, он просит милостыню, ходя от дома к дому. Он больше не зависит от своего дома.  (в сторону:) Прекратите это. Это называется бахудака. Бахудака означает собирать всё необходимо из многих мест.

И когда он приобретет опыт в этом, он становиться паривраджакачарйа. Он идет из одного места в другое место, из деревни в деревню, проповедует послание Кришны. Как делает это наш Шриман Реватинандана Махараджа. У него есть сейчас очень хороший автобус. Все другие также делают это. Грихастхи также делают.

Потому что наше единственное дело - это Кришна.  Не важно - грихатсха, ванапрастха, санйаси. Не важно.

Итак, когда он проповедует по всему миру, это называется паривраджакачарйа. И когда он приобретает опыт, он выполняет эту деятельность при посредстве своих помощников. Это называется парамахамса. Итак, грихастхи должны стать парамахамсами.

Как например, Бхактивинода Тхакура, он был грихастха.  Мировой судья, правительственный служащий, но он так много работал для Чаитанйи Махапрабху, писал книги. Он не только написал книги, у него также был такой ребенок как Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, мой духовный учитель. Итак, это грихастха. Они должны рождать таких детей как Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа. Потому что нам необходимы большие стойкие люди, чтобы проповедовать это движение сознания Кришны.

Итак, у каждого есть долг в сознании Кришны и этому долгу учат Кришна и духовный учитель.

гуру-кршна-прасаде пайя бхакти-лата-биджа
/ЧЧ Мадхья 19.151/

эи рупе брахманда бхрамите кона бхагйаван джива. Каждый, кто приходит к сознанию Кришны, не явлется  обычным живым существом. Каждый, кто связан с нашим движением, он не является обычным живым существом. В действительности он является освобождённой душой. И я очень надеюсь, что мои ученики, которые принимают участие в сегодняшнем празднике даже если я умру, мое движение не остановится, я очень надеюсь. Да. Все эти прекрасные юноши и девушки, кто приняли настолько серьезно.

Бхактивинода Тхакур хотел, чтобы  европейцы и американцы смогли понять философию движения Чаитанйи  и принять в нём участие. Таково было его желание.

Мой Гуру-Махараджа, Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, он тоже делал попытку послать своих учеников проповедывать движение Чаитанйи в западном мире. Одного из них, мне он тоже дал такое указание. Во время первой встречи, возможно вы помните, он попросил меня проповедовать. И в то время я был молодым человеком, всего лишь двадцать пять лет, и я был также домохозяином. И я должен был присоединиться и выполнить его желание немедленно, но по своей неудаче, я не мог немедленно выполнить его указание, но это было в моём сердце, что его нужно выполнить. Итак, лучше позже чем никогда, я выполнил его насталение в возрасте семидесяти лет, не в двадцать пять. Итак, в дейтвительности я потерял так много времени, я мог понять это. С двадцати. Послание было, когда мне  было двадцать пять лет, но я начал это делать в возрасте семидесяти лет.  Но я не забыл послание. В противном случае как я мог это сделать? Так было, это факт. Я порсто искал возможность как сделать это.  Итак, в любом случае, хотя я начал очень поздно, в возрасте семидесяти лет, с помощью своих учеников это движение  основано и распространяется по всему миру. И поэтому я должен поблагодарить вас. Это все благодаря вам. Это не моя заслуга, это ваша заслуга, потому что вы помогаете мне в исполнении указания моего Гуру Махараджа.

Итак, это движение, движение сознания Кришны, это вы уже знаете, это самое благотворное, самое важное движение для человеческого общества. Вчера вечером посол Индии, Его Превосходительсво Расаготра, присутствовал здесь. Он тоже признаёт, что это движение - очень важное движение и он был очень доволен тем, что я так много сделал. Итак, это движение будет продолжаться. Никто не может остановить.

И этот праздник Вйаса-пуджи означает выражать нашу благодарность Верховной Личности Бога, потому что Он - изначальный гуру. Как мы получаем это послание через систему парампары от Кишны - Брахме, от Брахмы - Нараде, от Нарады - Вйасадеве, от Вйасадевы - Мадхвачарйе, таким образом - Мадхавендре Пури, затем Ишвара Пури, затем Чаитанйа Махапрабху, затем шесть Госвами, затем другие, Бхактивинода Тхакур, Джаганатха дас Бабаджи, Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа, Бактисиддханта Сарасвати. Затем мы приняли. Итак, эта, как мы пришли к этому пониманию сознания Кришны через эту долгую парампару, подобным образом, на церемонии Вйаса-пуджи, всё почтение, почести и подношения вы даёте, это отдаётся Кришне через  систему парампары с этого уровня. Поскольку это получается через систему парампары, подобным образом ваши подношения также направляются через эту систему парампары к Верховному. Связь.

Наша система -  это

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
/Падйавали 74, цитируется в ЧЧ Мадхйа 13.80/

Это иногда называется бюрократией. Есть у вас есть какое-то обращение к президенту, так это по крайней мере в Индии, вам нужно предоставить это на рассмотрение местному представителю власти. Он предоставит это на расмотрение это ещё кому-то, ещё кому-то, затем к секретарю, вы идёте. Затем  к президенту.

Итак, наша система такова. И это не так, что я учу моих учеников поклоняться мне, поклонению человеку, что я только принимаю от них почтение. Нет. Это не так. Какое бы почтение, какое бы уважение, какое бы подношение вы ни давали вашему духовному учителю, оно будет передано Кришне через систему парампары.  Это Вйаса-пуджа. Поэтому это называется Вйаса-пуджа.

Вйасапуджа означает, что Вйасадева является изначальным гуру. Брахма, Нарада, затем Вйаса.

И Вйаса - изначальный гуру, потому что читая его литературу, мы понимаем духовное знание.

Вся эта литература, которую мы издали, в действительности изначально исходит от Вйасадевы.  Четыре Веды, Брахма-сутра, Упанишады, Пураны, они называются ведической литературой. И всё, что написано в соответствии с заключением ведической литературы, это тоже ведическая литература.

Как, например, наши книги. Все наши книги, они не являются измышлениями.  Всё, что я узнал от моего Гуру Махараджа, я представляю. Вот и всё. Это не измышления  - эта философия, та философия. Мы выкинули все эти вещи. Пока мы не получаем знание от авторитетного источника, мы не принимаем его. Потому что как мы можем принять? Так называемые учёные, философы, учёные, в соответствии с. Почему в соответствии?

Любой может понять, что каким бы великим философом, учёным человек не был, он не совершенен. Он не совершенен. Каждый человек. Я много раз приводил этот пример, что в нашей стране Ганди был очень большим политиком.  Вы знаете Махатму Ганди. Он сделал так много ошибок. В последний раз он сделал  такую большую ошибку, что он был убит. Это долгая история. Итак, даже великие личности, такие как Махатма Ганди, они совершают ошибки. Каким бы великим человек ни был в представлении глупцов и негодяев. 

сва-вид-варахостра
/ШБ 2.3.19/

Он должен совершать ошибки, он должен находиться в иллюзии, у него есть склонность обманывать и последнее - его чувства несовершенны. Мы объясняли это множество раз. Так много несовершенств, как он может дать совершенное знание?

Поэтому так называемые философы, знание учёных всегда несовершенно. Совершенное знание можно получить через систему парампары. От Кришны к Брахме, от Брахмы к Нараде, от Нарады к Вйасе, от Вйасы к Мадхвачарйе.

Таким образом от Чаитанйи Махапрабху, к шести Госвами, затем наш Гуру Махараджа, таким образом. И наша задача просто представлять то, что мы услышали. Это очень важный момент. И поскольку мы не выдумываем, как это делают многие свами из Индии. Они представляют что-то на основе своих измышлений.

Итак, если я приобрел какой-то небольшой успех, то это благодаря этому процессу, я не представляю ничего, что изобретено мною. Это секрет успеха. Все эти негодяи, я бы сказал, заявляют, все эти негодяи приходят, они измышляют что-то своё. 

Духовное не создаётся благодаря измышлениям - как Бога невозможно придумать.  Бог - всегда Бог и слова Бога - тоже Бог. Если мы представляем их как они есть, тогда это будет воздействовать. Это сказано в шастре:

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

/ШБ 3.25.25/

Всё здесь. Сатам прасангам. Вы получаете знание от истинного духовного учителя, потому что он представляет его так, как получил от своего духовного учителя. Он не будет что-то искажать или выдумывать. Таков истинный духовный учитель. И  это очень просто.

Стать духовным учителем  - это не что-то очень сложное. Вам всем нужно будет стать духовными учителями. Вы, все мои ученики, каждый должен стать духовным учителем.  Это не сложно.  Это сложно, если вы что-то выдумываете. Но если вы просто представляете то, что  вы услышали от вашего духовного учителя, это очень легко. Если вы захотите стать сверхразумным, чтобы представить что-то, интерпретировать что-то, всё, что вы услышали от своего духовного учителя, вы можете добавить, убавить, тогда вы всё испортите. Тогда вы всё испортите.

Ничего не добавляйте, ничего не извлекайте. Просто представляйте так, как оно есть. Поэтому мы начали Бхагавад-гиту как она есть. Не пытайтесь превзойти духовного учителя. Тогда вы испортите. Оставайтесь всегда слугой вашего духовного учителя и представляйте всё так, как вы услышали. Вы будете духовным учителем.  В этом секрет. Вы должны знать это. Не пытайтесь стать сверхразумными.  Это всё испортит.

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Это... И (разговаривает ребенок) вы можете остановить.

И Чаитанйа Махпрабху говорит:

амара агйайа гуру хана тара еи деша
йаре декха , тара каха, ‘кришна‘-упадеша

/ЧЧ Мадхья, 7.128/

Просто посмотрите. Это так прекрасно. Вы найдёте в Чаитанйа Чаритамрите, теперь она вышла. Чаитанйа Махапрабху говорит, Он - Верховный Господь, Кришна. Он говорит: амара агйайа. “Всё, что я говорю, амара агйайа, по Моему приказанию стань духовным учителем”. Чаитанйа Маххапрабху.

Итак, человек может быть совершенно безграмотным, не иметь образования, не  быть учёным, может быть он не рождён в семье  брахмана, или он может быть не санйаси. Есть так много характеристик. Но человек может не обладает всеми этими характеристиками. Он может быть негодяем номер один, но всё равно, он может стать духовным учителем. Как? Амара агйайа. Как гововрит Кришна, как говорит Чаитанйа Махапрабху, если вы следуете, тогда вы становитесь духовным учителем. Человек может быть негодяем номер один по материальным меркам, но если он просто строго следует тому, что сказал Чаитанйа Махапрабху или Его представитель, духовный учитель, тогда он становится гуру.

Итак, это не очень сложно. Не нужно думать: ”Я не квалифицирован стать гуру”. Нет, вы квалифицированы, если вы строго следуете системе парампары. Тогда вы квалифицированы. Вот и всё.

Амара агйайа гуру хана. И в чем сложность? Чаитанйа Махапрабху говорит:  “Не нужно испытывать никаких труностей”. 

Поскольку как духовному учителю, что вам нужно делать?

Йаре декха, таре каха, ‘кришна’-упадеша. Кого бы вы ни встретили, просто говорите ему о настаовлениях, которые даёт Кришна.

Какие наставления даёт Кришна? Это тоже очень легко. Какие наставления?

Кришна говорит:
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 9.34/

Кришна говорит: ”Просто стань Моим преданным, всегда думай обо Мне, прелагай Мне поклоны и поклоняйся Мне”.

Итак, здесь Кришна. Если вы просто думаете: ”Здесь Кришна, Божество Радха-Кришна”, вы можете быть глупцом номер один, негодяем номер один.  Это не важно. Но вас впечатляют Радха-Кришна, думаете о Них: “О, как красиво украшен Кришна”. Это очень много. Нет необходимости в эрудированной учёности. Просто. Кришна говорит: ман-мана бхава-мад бхакто. Здесь Божество. Поклоняйтесь Ему хорошо, как это предписано. Даже если вы не поклоняетесь, просто думайте о Кришне: “Здесь Радха-Кришна”. Размышление. В чем сложность? Как только вы видите Радха-Кришну, вы получаете какое-то впечатление. Размышляйте об этом.

В чем сложность? Ман-мана бхава мад-бхакто. “Поклоняйся Мне”. Если у вас есть возможность, поклоняйтесь. Если вы инициированы, поклоняйтесь здесь.  Или установите Божество дома, как это делает наш Кширодакашайи Прабху. Кждый может делать это. В чем сложность? Теперь спросите его насколько он счастлив. Не только он. Но его жена, его дети, каждый счастлив. Практично. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. И если вы не можете делать ничего, просто придите и предложите ваши поклоны:”Мой дорогой  Господь Кришна, я так беден, так несчастен, я не могу ничего этого делать, но я предлагаю свои смиренные поклоны Твоим лотосным стопам”. Это тоже много. Если вы делаете так, вы станете духовным учителем.

Итак, просто приняв этот принцип и даже если вы не являетесь учёным, безграмотны, слушайте Бхагавад-гиту и просто повторяйте это. Просто повторяйте это. Нет вопроса о том, чтобы стать большим учёным. Бог дал вам эти уши. Даже если вы слепы, вы не можете читать, вы можете слушать. Итак, Кришна упадеша, что это Кришна? Это  ‘кришна’-упадеша.

И последнее, что говорит Кришна -
сарва-ддхарман партйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Итак если вы просто проповедуете это учение: ”Мой дорогой друг, мой дорогой брат, предайся Кришне”, вы станете духовным учителем. Вы станете духовным учителем. Идите от двери к двери. Никаких других разговоров. Просто говорите: “Мой дорогой друг, ты очень хороший человек, ты очень ученый”. Это объясняет Прабодхананда Саравати:

данте нидхайа трнакам падайор нипатйа
кртва ча каку-шатам этад ахам бравими
хе садхавах сакалам эва вихайа дурад
чаитанйа-чандра-чаране курутанурагам

/Чайтанья-чандрамрита 16/

Сущность - проповедь, очень легко. Данте нидхайа тринакам. В соответствии с индийской системой традицией, если вы берёте в ваш рот траву, это признак того, что вы стали очень смиренны. Если вы обращаетесь к личности с травой в своём рту, он сразу же поймет, что вы пришли с очень, очень великим смирением. Поэтому данте нидхайа. Такова была система. Данте нидхайа тринакам и коснуться его стоп. Немедленно коснуться его стоп. Немедленно, даже если он враг, он станет другом. Даже если он враг, это такой хороший метод. Возьмите траву в ваш рот и немедленно падите к его стопам, падайор нипетйа, и сложите руки, и скажите много льстивых слов. Данте нидхайа тринакам падайор нипатйа каку-сатам критва ча. Все льстивые слова. Ахам бравими. И он немедленно согласится:”Да, то, что ты скажешь, я буду слушать. Я буду слушать”. Немедленно он будет склонен слушать вас в конце концов. 

Просто посмотрите как совершенен метод. “Тогда в чем ваша цель, господин? Почему вы стали так смиренны, кротки?” И теперь я говорю: “Да, господин, я скажу”. Что? Хе садхавах, “Вы - великий садху”.  Хотя он может негодяем номер один. Всё равно вы называете его - хе садхавах. “Да, я садху, да. Что ты желаешь?” “Теперь милостиво забудь все глупости, которые ты выучил. Вот и всё. Я льстил тебе, потому что я хочу, чтобы ты забыл всё, все эти йоги и то и это и медитацию. Пожалуйста, выбрось всё это”. “Тогда что мне нужно делать?” “Чаитанйа-чандра-чаране курутанурагам”. Просто припади к лотосным стопам  Господа Чаитанйи Махапрабху. Тогда ты станешь духовным учителем. Вот и всё”.

Итак, я думаю, что все вы, мужчины, женщины, юноши и девушки, станете духовными учителями и будете следовать этому принципу.

Духовный учитель, просто, искренне, следуйте принципам и рассказывайте людям. Тогда Кришна немедленно станет вашим возлюбленным. Кришна не станет вашим возлюбленным; вы станете возлюбленным Кришны.

Кришна говорит в Бхагавад-гите:
на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-крттамах
/БГ 18.69/

”Тот, кто выполняет это смиренное служение - проповедует, сознание Кришны, нет никого дороже для Меня”.

Итак если вы хотите, чтобы вас признал Кришна очень быстро, примите этот процесс, благодаря которому становятся духовным учителем, представляйте Бхагавад-гиту как она есть. Ваша жизнь совершенна.

Спасибо вам большое.

| На главную | На праздники | Публичные | Внутренние | Источники | Бхагават-Гита | Шримад-Бхагаватам | Цитаты |